- даосизм
Восемь бессмертных. Китайская картина.
Париж, Музей Гиме.даоси́зм, сложное явление традиционной духовной культуры китайцев, сочетающее в себе многочисленные древние народные мифологические представления и философские учения, в основе которых лежит концепция «дао» («пути»). Китайское название даосизма даоцзяо, что переводится как даосская религия или даосское учение (учение о «дао»).
Вместе с конфуцианством и буддизмом даосизм образовал в Китае систему так называемого «сань цзяо» (3 религии, 3 учения). В научной литературе рассматривают даосизм как специфически китайскую (ханьскую) религию, сравнивая его по степени влияния с конфуцианством. Китайский писатель и учёный Сюй Дишань писал в 1927: «Если посмотреть с точки зрения повседневной жизни и религиозных верований китайцев, то удельный вес даосизма окажется значительно превосходящим удельный вес конфуцианства. Если бы могли проанализировать жизнь и идеалы какого бы то ни было китайца, то мы прежде всего увидели бы даосские идеи...».
Причиной глубоких корней даосизма в китайском (ханьском) обществе является его тесная связь с традиционными народными верованиями. Некоторые учёные связывают сам термин «дао» с встречающимся в древних сочинениях наименованием шаманских практик — «гуй дао» («путь духов», «путь демонов»). Считается даже, что «гуй дао» является одним из первых названий даосизма. Это свидетельствует о древнем глубоком единстве шаманизма и раннего философского даосизма.
Даосизм как религиозная система оформился в период правления династии Восточная Хань, при одном из императоров которой — Шуньди (125—144) даосы пользовались большим покровительством. Особенно выделялся среди них проповедник Чжан Лин, он же Чжан Даолин (34—156), основавший секту «Удоуми дао», что в переводе означает «Путь — пяти мер риса» (сторонники Чжан Даолина платили ему пять мер риса). Приверженцы секты стали почитать древнекитайского философа Лаоцзы как великого учителя, главу учения, а его сочинение «Даодэцзин» признали своим главным каноном. При императоре династии Восточная Хань Линди (167—189) Чжан Цзяо основал новую даосскую секту «Тайпин дао» («Путь великого спокойствия»), священным каноном которой стало сочинение «Тайпин цинлиншу». В 184 Чжан Цзяо возглавил крестьянское восстание «жёлтых повязок», названное так по цвету головных уборов, которые носили его участники. В этом выступлении приняли участие и сторонники секты «Удоуми дао».
В период Южных и Северных династий (IV—VI вв.) продолжалось формирование новых даосских сект. В это время в даосизме произошло деление на две основные ветви: «Путь северных небесных наставников» и «Путь южных небесных наставников», что не в последнюю очередь было связано с регионализмом культурной, экономической и политической жизни Китая и частыми нарушениями государственного единства страны. В эпоху династии Тан (618—906) даосская религия пользовалась большим покровительством. При императоре Сюаньцзуне (712—756) даосские сочинения «Лаоцзы», «Чжуанцзы», «Лецзы» стали именовать «истинными канонами». В каждом округе обязательно должен был быть построен даосский храм. Подобное наблюдалось и в последующее время. Император династии Сун — Чжэньцзун (998—1022) приказал собрать и отредактировать даосские сочинения, составить и переиздать новый «Дао цзан» («Даосский канон») и каталог к нему. Всё это способствовало слиянию различных даосских сект, в том числе южной и северной ветвей даосизма. Императоры монгольской династии Юань (1279—1367) относились к даосам неуважительно. Один из них приказал сжечь все даосские сочинения, кроме «Даодэцзина». При китайской национальной династии Мин (1368—1644) к даосской религии вновь было проявлено внимание, однако в эпоху сменившей её маньчжурской династии Цин (1644—1911) даосизм постепенно перестал играть в духовной жизни китайцев особо важную роль. Понятие «дао» является универсальным в истории китайской традиционной мысли и признавалось представителями самых разных философских школ и направлений. Как рассказывает Сыма Цянь в своих «Исторических записках», при встрече Конфуция и основателя философского даосизма Лаоцзы первый проявил большой интерес к учению последнего, восхитился его глубокой мудростью и познаниями и выразил ему своё уважение.
Согласно традиции, Лаоцзы родился в конце VII в. до н. э. Своё миропонимание он изложил в книге «Даодэцзин», хотя относительно авторства и датировки этой книги ведутся споры. Лаоцзы и его последователи считали «дао» первоосновой природы и общества, великим и всеобщим законом природы. «Дао» существует вне времени и пространства. В китайской традиции «дао» не имеет единственного толкования: оно и путь природы, и смысл жизненного пути, и путь следования этическим нормам. Лаоцзы оказал огромное влияние на развитие китайской философской мысли. Среди самых известных, реально существовавших его последователей Лецзы (V — начало IV вв. до н. э.), Чжуанцзы (около 369—286 до н. э.) — авторы сочинений, названных их именами. Сочинения Лаоцзы, Лецзы, Чжуанцзы и другие.гих мудрецов способствовали связи философского даосизма с традиционными верованиями.
На формирование даосизма как религиозной системы большое влияние оказал буддизм, начавший проникать в Китай из Индии в первые века нашей эры и достигший там своего наивысшего развития в VI—X вв. В этот период происходит формирование института даосского монашества, впитавшего также традиции местного отшельничества.
Церковная организация даосов возглавляется патриархом, причём первым патриархом считался Чжан Даолин. Сначала резиденция патриарха находилась в провинции Сычуань, затем в горах Лунхушань в провинции Цзянси, а после победы коммунистов в Китае была перенесена на Тайвань. Патриархи имеют титул «тяньши» (Небесный наставник) и по наследству передают свою власть в роде Чжан.
Важным положением даосизма наряду с учением о «дао» является концепция «увэй» («недеяние»). В соответствии с ней всё само собой образуется, следуя предрешённому судьбой ходу событий.
Краеугольным в даосизме является основанное на мифологических образах, подробно разработанное учение о бессмертии, культ бессмертных. Если Лаоцзы и Чжуанцзы смотрели на смерть как на проявление природного цикла перемен, то уже в эпохи Цинь (221—207 до н. э.) и Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) даосизм начал проповедовать идею бессмертия. Стремление обрести бессмертие привлекало всех — от крестьянина до императора. Поэтому занятия медициной, гаданиями, магией, алхимией в целях поисков путей к достижению бессмертия стали одной из основных обязанностей служителей даосского культа. Даосские трактаты содержат подробнейшие описания способов изготовления пилюль и эликсира бессмертия, начиная от исходных материалов, посуды, печи до приёма приготовленного продукта. Считается, что достижению бессмертия способствуют также талисманы, амулеты, магические тексты с заклинаниями.
Помимо праздников в честь бесчисленных святых, бессмертных, героев даосская религия обращает большое внимание на отправление основных обрядов жизненного цикла (рождение детей, и в первую очередь сыновей, свадьба, похороны), а также соблюдение постов: «тутаньчжай» («пост грязи и угля»), «хуанлучжай» («пост жёлтого талисмана»). Важная роль отводится празднованию традиционного Нового года (по лунному календарю). Тайно отмечается праздник «Хэ ци» («Слияние духа»), во время которого верующие даосы считают себя свободными от каких бы то ни было половых ограничений и тем более запретов. Даосизм обращает особое внимание на поддержание и сохранение мужской и женской энергий.
Хотя влияние даосизма постепенно уменьшалось (особенно в XX в.), он по-прежнему имеет своих посвящённых, интересующихся или сочувствующих в Китае, а также во Вьетнаме, однако точное число их установить невозможно. По очень приблизительной оценке, в середине 1990-х гг. наиболее ревностных даосов насчитывалось около 20 млн. человек.
В КНР в 1957 была создана Китайская ассоциация последователей даосизма. Главным даосским монастырём (даосские монастыри называются «гуань», в отличие от буддийских «сы») является пекинский монастырь Белых облаков (Байюнь гуань). Большой известностью и популярностью пользуются также даосские монастыри в Ханчжоу, Сиани и другие.гих городах страны.
А. М. Решетов
Повелитель Востока Дунвангун со своими прислужниками. Около него журавль символ долголетия.
Старинная китайская книжная гравюра.
Основатель даосизма Лаоцзы верхом на буйволе покидает пределы Китая.
Старинная китайская книжная гравюра.
Даосские святые на облаках.
Настенная живопись.
XIII в.
Храм Юнлэгун (провинция Шаньси).
Даосские святые на облаках.
Настенная живопись.
XIII в.
Храм Юнлэгун (провинция Шаньси).
Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.